pop-art 1aA

Поп-арт

Термин - "Pop-Art" обозначил в 1955 году, Lawrence Alloway, чтобы описать новую форму "Популярного" Искусства - это движение пропагандирует образы потребления "маркетинга", популярной культуры масс и тиражирования.
    Поп-арт формировался в Нью-Йорке и Лондоне в середине 1950-х.г. и стал доминирующим направлением авангарда, вплоть до конца 1960-х.г.. Поп-арт выражается  смелыми, простыми, повседневными образами, с использованием яркой бескомпромиссной "афишной" палитрой цвета, стиранием граней между коммерческими проектами и изобразительным искусством, (среда, окружение также важно, как сообщение вложенное в предмет искусства) вплоть до Дада. Существенной особенностью традиционного изобразительного искусства была оценка самой работы - будь-то живопись, скульптура, гравюра, резьба. Без "произведений искусства" ничего не было. Все внимание сконцентрировало качество готового продукта, и навыки, необходимые для ее производства. Dada восстали против этого, отмечая в первую очередь "Идею в искусстве", а не саму форму, отделяя сосуд от наполнения. Многие творцы поп-арта продолжают эту традицию концептуального искусства . Они уделяют большее внимание наполнению работы, и меньшее значение технике воплощения. Используют низкопробные материалы (вырезки с глянцевых журналов, бытовой мусор и прочее). Этот акцент на концепции работы был истолкован как попытка развенчания авторитетов в мире искусства, что было отчасти верно: некоторые художники поп-арта переняли кредо дадаистов, анти-искусства и анти-эстетическое. Тем не менее, основной Поп был более позитивным и более заинтересованными в создании новых форм выражения, используя новые методы и новые живописные образы. Активно используются плакатные техники. Источниками вдохновения  становится кино, телевидения, комиксы, глянцевые журналы. На практике это воплощалось в "поп иконографии" - в рекламе, дизайне упаковки потребительских товаров использовались фотографии кино-звезд, поп-звезд и других знаменитостей, фрагменты и приемы из комиксов. Для большинства людей в конце 1950-х и начале 1960-х годов, поездки в художественном музее были утомительными, требовали трактовки неясных "абстрактных" образов и картин, большинство из которых не были ни понятны, ни интересным им. Как правило, самые известные и признанные работы абстракционистов не могут быть оценены простым "рассматриванием" их работы, требует тщательного изучения, комментариев музейного путеводителя. Поп-арт сыграл важную роль в открытии мира живописи и скульптуры для обычных людей, которые, возможно, в первый раз в своей жизни в музее и при этом могут мгновенно распознать и оценить выставку перед ними. Работы могли не нравиться, но они были гораздо понятнее - образы, которые содержали работы, они могли проассоциировать и связать со своей повседневной жизнью. В этом смысле поп-арт сделал музеи и галереи более актуальными для широкой общественности.

Истоки и влияния
Поп-арт, как и почти все значительные стили искусства, был частично реакцией протеста против статус-кво. В 1950-х годах в Америке основным стилем был абстрактный экспрессионизм, беспредметная живопись, создавая "информационно-образный" вакуум. Требовалось новое, более понятное, образное, доступное, массовое: зрители могли найти общий язык с творцом без "посредников" искусствоведов. Таким образом, формировалось направление поп-арта. В некотором смысле, появление поп-арта подорвало господство абстрактного экспрессионизма. И если сюрреализм по сути интернационален, то  поп-арт направлялся  внешними силами потребителя (языковой, культурный барьер), производя сильное визуальное воздействие на общественность. Художник, который, возможно, оказал влияние на поп-арт, является Эдвард Хоппер (1882-1967) -  художник-реалист урбанистической Америки. Его живописный стиль очень отличается от большинства поп-арт работ, простые изображения ультра-американских бытовых сцен (например, "Night Hawks", 1942 и "Gas", 1940) были хорошо известны поп-поколению.

pop-art1

Ведущие художники направления "Pop-Art"
Американское направление:
Роберт Раушенберг (1925-2008),

Robert-Rauschenberg

Джаспер Джонс (1930),

Jasper-Johns

Рой Лихтенштейн (1923-1997)

Roy-Lichtenstein

Энди Уорхол (1928-1987),

Andy-Warhol

Джим Дайн (1935),

Jim-Dine

Роберт Индиана (он же Джон Кларк) (1928),

Robert-Indiana

Рэй Джонсон (1927-1995),

Ray-Johnson

Алекс Кац (1927),

Alex-Katz

Клас Ольденбург (1929),

Claes-Oldenburg

Эдвард Руша (1937),

Edward-Joseph-Ruscha

Джеймс Розенквист (1933),

James-Rosenqius

Том Вессельман (1931).

Tom-Wesselmann

Британское направление:
сэр Питер Блейк (1932),

Sir-Peter-Blake

Патрик Колфилд (1936-2006),

Patrick-Caulfield

Ричард Хэмилтон (1922-2011),

Richard-Hamilton

Дэвид Хокни (1937),

David-Hockney


Британский поп-арт зарождался внутри Independent Group - неофициального круга художников, состоящего из художника Ричарда Хэмилтона, куратора и арт-критика Lawrence Alloway, скульптора Eduardo Paolozzi, которые собирались в Институте современного искусства в Лондоне. Первая встреча произошла в 1952 году, - Eduardo Paolozzi представил ряд коллажей, собранных из журнальных вырезок и других "найденных объектов", в том числе его (теперь) знаменитый коллаж под названием "I was a Rich Man's Plaything" (создан в 1947). Их обсуждения, в основном, концентрировалась вокруг художественной ценности и актуальности популярной массовой культуры.

pop-art-2

Четыре года спустя, в 1956 году, другой член группы, Ричард Хэмилтон, создал свой собственный коллаж, - "Just what is it that makes today's homes so appealing?" - который, наряду с коллажем  Paolozzi, рассматривается как один из самых ранних примеров британского поп-арта. В 1961 году прошла выставка молодых современников, - представлены работы Derek Boshier, David Hockney, Allen Jones, RB Kitaj and Peter Phillips. В 1962 году большую гласность получил британский поп-арт, "BBC" экранизировало "Pop Goes the Easel", фильм Кена Рассела, в котором рассматривались новые стили и течения в Англии.
Между тем, в Америке, в середине 1950-х годов в мир искусства потрясли творения (Neo-Dada, Funk Art, Lettrism, Beat Art, Polymaterialism, Common-Object), в которые  были включении статьи "массовой культуры". Они хотели, чтобы их искусство было гораздо более широким, чем традиционные стили (например, абстрактный экспрессионизм), в своих работах использовали легко узнаваемые предметы и образы, отвечающие массовой культуре того времени.
Среди этого всплеска инноваций работы Роберта Раушенберга, Рея Джонсона (1927-95) и Джаспера Джонса начали оказывать влияние на сцену Нью-йоркского искусства. Johns, картина Флаги, скульптурные объекты, такие как пивные банки, Раушенберг с его коллажами, "combine paintings" (сочетание  окрашенного холста с различными объектами или фотографическими изображениями), такие, как "Monogram", содержащие чучела животных, бутылки  Coca-Cola.

Monogram

Вливание нового течения мышления усиливалось интересом к "действительности современной Америки" и возрождением интереса к более ранним авангардным движениям: дадаизм и сюрреализм. Фактически присутствовали несколько экс-дадаистов и сюрреалистов, таких как Марсель Дюшан, Макс Эрнст, Джозеф Корнелл. К началу 1960-х годов поп-арт начал набирать известность благодаря персональным выставкам в таких местах как Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Использовался коммерческий "типографский" метод эстамп (например, трафаретная печать) - это позволяло выйти в рамки тиража, отрицая традиционные живописные методики. Новые таланты: Джим Дайн, Роберт Индиана, Алекс Кац, Рой Лихтенштейн, Клас Ольденбург, Джеймс Розенквист, Том Вессельман и Энди Уорхолл. Несколько работ позднее стали иконами "поп-арта", выставленные здесь впервые: шелкография Уорхола, отпечатки Мэрилин Монро, банки супа Кэмпбелл, Ольденбургский монументальный гамбургер из винила и мороженое.

pop-art-3

До конца 1962 или в начале 1963 года, эти художники по-прежнему именовались критиками как "новые реалисты". Только в дальнейшем был применен термин "поп-арт" в качестве технического названия для движения, отчасти из-за критики и дискомфорта связанным со словом "реалист".
С 1963 года поп-арт завоевал всю Америку, уже помогая продвигаться Британским поп-творцам. Росту движения способствовал параллельный всплеск в других областях культуры, экономики, технического прогресса. Росту мировой экономики в целом и американской в частности способствовала техника вещания (телевидение), миниатюризация радио, музыка (которая сама по себе стала известна как "Поп") звукозаписывающие студии, появления культовых групп, таких как "The Beatles", явление "pychedeli" и, наконец, расширение рынка искусства, его глобализация.

Критика поп-арта
Поп-арт часто презирают критики за его низкопробное качество (тиражность). Например, Гарольд Розенберг, один из самых влиятельных критиков в области современного искусства, описал его как " шутка без юмора, рассказанная снова и снова, это не начинает звучать как угроза ... Реклама искусства, которое рекламирует себя как искусство, которое ненавидит рекламу ". В ответ на это можно спросить: С кем должно работать искусство, если как не с обществом? В конце концов, даже в 1960-х годах, если смотреть телевизор, с его безжалостным шквалом рекламных роликов или проехать по улицам города, покрытого рекламными щитами, или читать глянцевые журналы, наполненные снимками звезд и скандалов. Почему искусство должно быть иным? Так отвечают сторонники поп-арта.
Более того, поп-арт был и остается одним из самых популярных стилей искусства, которым удалось достучаться до широкой публики. Коллекционеры оценили поп-арт. Например, картина "False Start " (1959) Джаспера Джонса продана в 2006 году за $ 80 млн. Работа "Green Car Crash" (1963) (синтетический полимер, шелкография краски, акрил, лен) Энди Уорхола продана на Christie в Нью-Йорке, в 2007 году, 71,7 млн. долл. Во время рецессии 2009 года, неизвестный покупатель приобрел работу Энди Уорхола шелкография "Eight Elvises" (1964) за колоссальные $ 100 млн (£ 60.5m), что делает его пятым самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным. По-моему, не плохо для работы низкопробного искусства.

pop-art-4

Нео-поп
В 1980-х произошло возрождение интереса к поп-арт - явление, известное как нео-поп (или "Шок поп-арт"). Это было не новое движение искусства, а скорее возрождение на основе популярной культуры - на этот раз, полученной с 1980-х. Хотя в первоначальном движении поп-арт был полностью авангарден, нео-поп-арт, скорее является повторением. Кроме того, нео-поп исполнители черпают вдохновение из минимализма, концептуального искусства, этнические приемы и находки старых авторов, фотореализм, Performance Art и многое другое. Во всяком случае, нео-поп есть лишь более экстремальная версия Уорхола, Ольденбурга и Раушенберга.
Карим Рашид - один из самых известных современных дизайнеров США, профессор Университета Искусств в Филадельфии. Его работы оказывают влияние на развитие мирового дизайна. Он не только практик индустриального дизайна, но и автор книг, статей, лекций.

 Karim-Rashid